Игры с мячом. Развиваем речь

Игры – основной вид деятельности малыша, позволяющий ему познать мир. Посредством игры ребенок учится понимать предназначение разных предметов, находить связи с другими детьми и со взрослыми.

Словарь ребенка дошкольника возраста легче и быстрее обогащается именно в процессе игры.

Мы уже говорили о той роли, которую играют подвижные игры с мячом на общее развитие ребенка и развитие речи , в частности. Мы приведем разные игры с мячом, которые станут Вашими помощниками в обогащении речи ребенка существительными, обобщающими словами, глаголами, в уточнении и повторении уже имеющихся у него слов.

Игры с мячом на развитие речи не требуют особого инвентаря и большого пространства. Вы можете проводить как дома, так и во время прогулки, или на дачном участке. Самое главное – проводить их регулярно.

Игры с мячом. Имена существительные.

Цели игры с мячом:;

— развитие памяти и внимания;

— закрепить умение ребенка выделять общий признак в словах;

— развитие мышления и способности к обобщению.

В этих играх с мячом мы используем темы, знакомые для ребенка:

Овощи: капуста, картофель, огурец, помидор, свекла, редиска, морковь…

Фрукты: груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин, абрикос…

Ягоды: клубника, малина, черника, смородина, земляника, брусника, ежевика…

Деревья: береза, сосна, ель, дуб, тополь, липа, осина…

Домашние животные: собака, корова, кошка, лошадь, кролик, коза, овца…

Дикие животные: слон, тигр, волк, лев, лиса, заяц, белка, медведь, обезьяна, лось, жираф…

Перелетные птицы: ласточка, стриж, грач, аист, скворец, журавль, цапля…

Зимующие птицы: воробей, голубь, сорока, ворона, сова, дятел…

Мебель: стол, стул, кресло, шкаф, диван, сервант, кровать…

Посуда: ложка, тарелка, вилка, чашка, нож, чайник, блюдце, стакан, сковорода, кружка, кастрюля…

Одежда: платье, рубашка, шорты, пальто, свитер, брюки, юбка, майка, шарф, трусы, шапка…

Обувь: ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапки, кеды, босоножки, сандалии…

Игрушки: машинка, кукла, кубики, мишка, мяч, зайчик, юла, пирамидка…

Инструменты: топор, пила, молоток, дрель, рубанок, клещи…

Транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, поезд, пароход, самолет…

Игра с мячом «Маме мяч скорей кидай, да животных называй».

В игре можно использовать разные темы, например: «Маме мяч быстрей кидай, громко фрукты называй» или «Мячик папе ты бросай, чётко транспорт называй».

Игра. Родитель называет одно обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать предмет, относящийся к этому обобщающему понятию.

Игру можно разнообразить. Мама, подхватывая мяч и снова бросая его ребенку, может продолжить цепочку слов, относящуюся к обобщающему понятию.

А может, ласково обращаясь к малышу (молодец, умница), подбадривать его.

Усложнение. Когда ребенок уже хорошо освоится с названиями и обобщающими понятиями, можно игру проводить не по определенной теме, а включая в игру сразу все темы. Например, кидая мяч ребенку задать тему «овощи», а получив от малыша ответ, тему изменить на «деревья» и т.д.

Игра с мячом «Мяч малыш кидает – что это называет».

Как и предыдущей игре с мячом используются разные темы.

Игра. Родитель называет видовое понятие и кидает мяч малышу. Ребенок, возвращая мяч, должен обобщающее слово. Например, мама перечисляет: «Яблоко, лимон, апельсин», а малыш отвечает: «Фрукты».

Игра с мячом «А ты знаешь…».

Раз, и два, и три, четыре.

Все я знаю в этом мире

Игра. Мама, бросая малышу мяч, спрашивает: «А ты знаешь … 5 имен мальчиков?» Ребенок ловит мяч и называет пять мальчишеских имен, которые он знает.

Каждое произносимое имя он сопровождает действием с мячом. Например, подбрасывает его вверх двумя руками и ловит двумя руками, отбивает мяч об пол правой и левой рукой на месте.

Пять имен мальчиков: Ваня, Коля, Саша, Дима, Сережа.

Четыре имени девочек: Аня, Света, Лена, Наташа

Три названия транспорта: метро, трамвай, автобус

Пять птиц: воробей, голубь, ворона, сокол, синица и т.п.

Игра с мячом «Третий лишний» или «Четвертый лишний».

Назови-ка мне сейчас, что же лишнее у нас.

Игра. Мама, кидая мяч малышу, называет три или четыре названия и просит ребенка определить, какое из этих слов лишнее. Малыш, бросая мяч маме обратно, называет лишнее слово.

Например:

Яблоко, апельсин, кровать – кровать.

Огурец, кабачок, груша — груша.

Автобус, сорока, трамвай – сорока.

Кукла, голубь, воробей – кукла.

и т.д.

Усложнение. Если Вы видите, что малыш легко справляется с заданием, усложняйте игру. Например, попросив малыша объяснять — почему это слово лишнее. К какому виду относится каждое из слов.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.